С 1 сентября 2016 года вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС НОО ОВЗ). Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: слабослышащих, глухих, слабовидящих, слепых, с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

Нормативно-правовые документы (федеральный уровень)

  1. Письмо Минобрнауки России № 07-425 от 18 февраля 2015 года

  2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  4. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

   Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы:

  • для глухих детей
  • для слабослышащих и позднооглохших детей
  • для слепых детей
  • для слабовидящих детей
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата
  • для детей с задержкой психического развития
  • для умственно отсталых детей
  • для детей с расстройствами аутистического спектра

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

  • для глухих детей

  • для слабослышащих и позднооглохших детей
  • для слепых детей
  • для слабовидящих детей
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • для детей с задержкой психического развития
  • для умственно отсталых детей
  • для детей с расстройствами аутистического спектра

Основными эффектами внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющими их место и значение в общей системе образования РФ, являются:

  • обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ;

  • повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования, в том числе через выделение в качестве компонентов «академической грамотности» и «жизненной компетенции»;

  • модернизация институтов системы образования РФ , усиление их роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников;

  • единение образовательного пространства РФ, обеспечение преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах, создание основы для разумной вариативности в содержании образования и путях его изучения школьниками с ОВЗ с учетом региональной специфики социокультурных потребностей;

  • совершенствование профессиональной компетентности современных педагогов, создание центров методической поддержки, «комбинированных школ» и т.д.;

  • формирование концептуальной основы для разработки нового поколение учебников и учебно-методических материалов, в том числе и на основе применения ИКТ, для обучения школьников с ОВЗ.